Госдолг России с 2004 по 2016г.г

Госдолг России, способы его реструктуризации

Продолжаем серию статей об экономических индикаторах развития. Нами были рассмотрены Валовый Внутренний продукт и золотовалютные резервы. В настоящей статье рассматривается  понятие госдолга, принципы его обслуживания, размеры госдолга России в динамике с 2004 по 2016 г.

Начнем с определения госдолга.

Государственный долг — это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов.

Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств 

  • списание долга — если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
  • выкуп долга — некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, и в таком случае заемщику разрешается самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  • секьюритизация — страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются (в случае продажи вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств).

Величина гос долга в 2004 году достигала наибольшей величины 23,1% к ВВП. Затем она последовательно снижалась до минимального показателя в 6,5% в 2008 г. Далее наблюдается последовательный рост гос долга.

Таблица 1. Объем госдолга России, в том числе прогноз на 2013—2016г.г.

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Госдолг в абсолютном выражении по состоянию на 1 января

53 млрд. долларов

55,6 млрд. долл.

50 млрд.  644,6 млн.  долл.

 

9 трлн. 040,5 млрд. руб.

10 трлн. 779,7 млрд. руб

11 трлн. 730,7 млрд. руб.

В % от ВВП

13,6

13,4

13,7

14,7

14,4

Бюджетные ассигнования на обслуживание госдолга

87,8 млрд.руб.

94,1 млрд.руб.

84,8 млрд. руб. (2,9 млрд. долл.)

97,1 млрд. руб. (3,2 млрд. долл.),

102,5 млрд. руб. (3,3 млрд. долл.).

По табл. 1 видно, что верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее — внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года был в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 13,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро). Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013г. составил 84,8 млрд. руб. (2,9 млрд. долл.), в 2014г.  - 97,1 млрд. руб. (3,2 млрд. долл.), в 2015г.по прогнозу — 102,5 млрд. руб. (3,3 млрд. долл.). При этом более 90% указанных расходов составят процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении равно 81,6 млрд. руб. (2,7 млрд. долл.) в 2013г., 93,3 млрд. руб. (3,1 млрд. долл.) — в 2014г. и 99,2 млрд. руб. (3,1 млрд. долл.) — в 2015г.

Совокупный объем государственного долга РФ к концу 2013г. достиг 13,7% от ВВП против 11,8% на конец 2012г., к концу 2014г. госдолг составил 14,7% ВВП, к концу 2015г. – прогнозируется 14,4% ВВП. Такая информация содержится в основных направлениях бюджетной политики на 2013—2015гг., обнародованных Министерством финансов РФ.

Дефицит госбюджета определен в 430,7 млрд.руб.за 2015—2017 г.г.

Из доклада Минфина следует, что вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в 2013—2015г.г.  государственная долговая политика  направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.[1]

Государственная долговая политика в 2013 — 2015 гг. была направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за январь 2013г. снизилась на 4,9% — до 311,1 млн. долл. (230,6 млн. евро). Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба на 1 февраля 2013г. составила 1 млрд. 96,1 млн. долл. (812,4 млн. евро), что не отличается от уровня начала года.

В целях определения безопасных  уровней объемов и   структуры государственного долга   в мировой практике используется ряд показателей, имеющих   определенные пороговые значения.

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2009 — 2013 годах, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели, характеризующие степень долговой устойчивости

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Государственный долг в % к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

Предельное значение — 60 — 80 % к ВВП
Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета

1,8

2,7

3,7

4,6

4,9

Предельное значение — 20 — 30 % к расходам бюджета
Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в %

11

12,3

12,4

13,8

15,4

Предельное значение — 220 %; умеренное — менее 220 %, но выше 132 %; небольшое — менее 132 %
Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета)

5,5

8,4

10

11,7

12,4

Предельное значение — 10 %
Государственный долг в % к доходам федерального бюджета

44,1

68,3

77,4

94,5

107,6

Предельное значение 250 %

Приведенные в табл.2 данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличивают нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранилась.

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

Начиная с 2011 года был значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года — 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей.[2]

К концу 2013 года долг по гарантиям составил 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что в России ситуация с государственной задолженностью  контролируема и не превышает рекомендованной монетарной школой цифры в 3%  ВВП.

[1]Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 — 2015 гг.

[2]www.gks.ru — cайт Государственного комитета статистики РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *